Эль Сальвадор              Рассказ о стране на русском языке 

 

История Сальвадора

История Сальвадора прошла разные этапы, которые, безусловно, повлияли на сегодняшнее состояние страны, экономическое, политическое и социальное. До прихода конкистадоров на американские земли этот регион был населен разными индейскими народами, у которых уже сложились высокоорганизованные формы государства и общества. В период Конкисты синкретизм и подчинение стали основными движущими силами исторического процесса, который продолжался, пока Провинция Сан Сальвадор не добилась независимости от испанской Империи, утвердившись в статусе государства в 1859 году. В 1931 году начался период истории, называемый военной диктатурой, период, когда вооруженные силы контролировали государство до 1979 года. В 80-е гг. в Сальвадоре господствовала гражданская война, оставив после себя десятки тысяч убитых и пропавших без вести. В 1992 году, когда были между воюющими сторонами были подписаны мирные соглашения в Мехико, в замке парка Чапультепек, начался новый, мирный период в истории страны. В настоящий момент, однако социально-политическая ситуация в стране очень сложная и противоречивая, и улучшение жизни населения происходит крайне медленно.

Доиспанский период истории (примерно 10 000 лет до н.э - 1524 г.)

Первые люди пришли на территорию теперешнего Сальвадора в эпоху вюрмского оледенения (примерно 10 тыс лет до н.э.). Это были группы кочевников, которые промышляли собирательством и охотой, которые получили научное название палеоиндейцев. Основным и практически единственным из занятием была охота на представителей мегафауны. Одно из мест, где лучше всего сохранились следы их пребывания – Пещера Эспириту Санто (Cueva Espíritu Santo, близ поселка Коринто (Corinto) в департаменте Морасан (Morazán).

С исчезновением последних экземпляров мегафауны (примерно 8 тысяч лет до нашей эры) группы кочевников начали посвящать себя преимущественно собирательству, а в дальнейшем и сельскому хозяйству, с развитием которого племена стали постепенно переходить к оседлому образу жизни.

Территория Сальвадора входит в географический и  культурно-исторический регион, называемый Месоамерикой, и в историографии принято делить  месоамериканскую историю на три части:

Доклассический период истории (1500 г. до н.э. - 250 г. н.э.)

 Стела в музее Тасумаля

Стела, обнаруженная в Лас Викториас (Las Victorias), в настоящий момент
находится на территории Музея Stanley H. Bogs в Тасумале.
На ней можно разглядеть четырех персонажей, по одному с каждой стороны.
Два персонажа высечены стоящими, и имеется гипотеза, что они изображают
воинов, а два других – сидящие, по всей вероятности, они являются жрецами 
 

С переходом местных племен к оседлому образу жизни начинается доклассический период истории, во время которого в Сальвадор приходят племена индейцев майя и ленка, начинается производство керамических изделий. Местные жители оказываются в большой степени под влиянием ольмекской культуры (которая развивалась и распространялась с территории современной Мексики, располагаясь на территории современных штатов Веракрус и Табаско)

Ранний доклассический период (1500 г. до н.э. - 900 г. до н.э.)

В эту эпоху сформировались первые поселения, жители которых занимались земледелием. Одни оставались небольшими поселениями, а другие приобрели черты небывалого прежде развития. Одновременно с этим появились первые керамические изделия, по которым можно проследить, что племена, населявшие Сальвадор имели торговые связи с поселениями, расположенными в регионе  Соконуско, на территории современного мексиканского штата Чьяпас.

Самое древнее поселение такого типа на территории страны, это Эль Кармен (El Carmen), основание которого датируется 1590 годом до н.э. с погрешностью в 150 лет. Керамика этого поселения очень похожа на образцы, найденные в Чьяпасе и на тихоокеанском побережье Гватемалы.

Вблизи города Чальчуапа (Chalchuapa) (департамент Санта Ана) археологические свидетельства о присутствии здесь древних земледельцев, имеются в двух местах: на северном берегу лагуны Кускачапа  (Cuzcachapa) и вблизи ручья Трапиче (El Trapiche); также как и керамика Эль Кармен, местная демонстрирует схожие черты с керамикой из Чьяпаса и Гватемалы. Эти находки подтверждают теорию о том, что самые первые жители Сальвадора пришли с севера, с тихоокеанского побережья (между Чьяпасом и Гватемалой), вероятно, говорили на каком-то языке семьи михе-соке (также, как и знаменитые ольмеки) и принадлежали культурной традиции Мокайя.

В восточной части страны самые древние находки следов человеческого пребывания сделаны в археологической зоне Ла Рама. Они датируются примерно 1500 до н.э. a. согласно методу сравнительной стратиграфии.

Средний доклассический период (900 г. до н.э. - 500 г. до н.э.)

В начале этого периода происходит быстрый рост населения в поселениях земледельцев, причиной тому, предположительно, становится выведение новых видов кукурузы, более урожайных. Основные поселения имели торговые связи, и с культурной точки зрения находились под влиянием ольмекской культуры, а также городов, расположенных на тихоокеанском побережье Гватемалы в тот период.

Основными земледельческими поселениями в тот период были Чальчуапа (основанная примерно в 1200 г. до н.э. и имевшая свой собственный церемониальный центр в Трапиче, Сан Николас, Барранко Товар, Хайакэ, Перикаль и Антигуо Кускатлан. Находки, сделанные в Трапиче и относящиеся к описываемому периоду, демонстрируют, что общество того периода имело определенную социальную стратификацию и внутреннее деление, что делало его более сложным, по сравнению с деревнями раннего доклассического периода.  

Поздний доклассический период (500 г. до н.э  - 250 г. н.э.)

Начало этого периода характеризуется сильной демографической экспансией. Новые поселки и города возникают в основном на территориях, находящихся на высоте менее чем 1000 м над уровнем моря. По прежнему прослеживается культурная связь с областями, лежащими на север от Сальвадора – в Гватемале и южной-восточной Мексике. Основные города этого периода на западе Сальвадора, помимо Чальчуапы,  Санта Летисия (Santa Leticia), Финка Росита (Finca Rosita), Кара Сусиа (Cara Susia), Атако (Ataco), Такускалько (Tacuzcalco), Атикисайя (Atiquizaya) и Акахутла (Acajutla). В центральном регионе – Лос Флорес (Los Flores), Рио Гранде (Rio Grande), Кампанарио (Campanario) - эти три расположены в зоне современной электростанции Серрон Гранде; Камбио (El Cambio), Серро дель Сапоте (Cerro del Zapote) и Ломас де Такуасин (Lomas de Tacuacín). В восточной части страны – Келепа (Quelepa), Лагунета (La Laguneta) и Флорида (La Florida).

В областях, где расцвела культура майя в этот период в качестве коммерческого продукта пользовалась большим спросом керамика Усулутан (Usulutan), производившаяся в Чальчуапе. Другой характерной деталью периода являются так называемые Головы Ягуара, которые являются скульптурными изображениями головы этого животного, найденные в основном на западе страны. Хотя похожие артефакты имеются и на востоке  - в  Келепе есть алтарь ягуаров с подобными чертами, и был найден диск с мордой ягуара в Кара Сусиа (другом древнем городе на западе страны).

ягуар из Келепы

  Голова Ягуара из Келепы одна из самых известных археологических находок в Сальвадоре.

В конце этого периода произошло извержение вулкана на озере Илопанго, и людям пришлось покинуть центральную и западную часть страны, переселившись в места, расположенные на возвышенностях.

Классический период  (250 г. н.э.  - 900 г. н.э.)

В классический период основные города, господствовавшие на торговых путях в западной и центральной части страны оказались под сильным влиянием майянского Копана (Гондурас) и Теотиуакана (Центральная Мексика). Восточная зона, Келепа, в частности, напротив судя по найденным свидетельствам, поддерживала торговые связи с Долиной Улуа (Гондурас) и Мексиканским заливом (Веракрус, Мексика).

Раннеклассический период (250  г. н.э.  – 600 г. н.э.)

В эту эпоху были повторно заселены территории, затронутые извержением вулкана озера Илопанго.

В регионе Серрон Гранде (центральная часть страны) прослеживаются керамические техники свойственные доклассическому периоду и имеющие прямую преемственность с керамикой Келепы (эта последняя не была затронута извержением, упомянутым выше.

В западном регионе Чальчуапа продолжала свое существование, хотя при этом прекратилось строительство монументальных сооружений и население сократилось, так как некоторая часть переселилась в реорганизованные населенные пункты в горах  Апанека. Впрочем эти группы впоследствии вернулись в Чальчуапу, и с остававшимся в ней населением стали развивать Тасумаль, превратившийся в церемониальный центр города.

Центральная зона страны, в особенности долина Сапотитлана (Zapotitan), оставалась незаселенной в течение 150 – 200 лет после извержения вулкана. Впоследствии люди вернулись в эти места, основав новые населенные пункты, из которых Сан Андрес (San Andprés) стал наиболее важным. Одним из городов, зависимых от сан Адреса, стал Хойя де Серен (Joya de Cerén), который стал жертвой извержения вулкана Лома Кальдера (Loma Caldera) в VII веке н.э. Его строения хорошо сохранились до наших дней из-за этой природной катастрофы.

Восточный регион страны не был затронут извержением вулкана Илопанго (см. выше), что позволило основным населенным пунктам, возникшим здесь еще в Доклассический период, продолжать свое непрерывное развитие и в последующую, классическую эпоху. К ним добавились новые города: Брисас де Хикилиско (Brisas de Jiquilisco) и Сан Хосе Хуруаран (San José Jucuarán).

Позднеклассический период (600 г н.э. – 900 г н.э.)

В позднеклассический период города Сан Андрес и Чальчуапа, с ее церемониальным центром в Тасумале, на западе реки Лемпа, и город Келепа на востоке современного Сальвадора, достигают своего наивысшего расцвета. В центральной зоне Серрон Гранде также развивается ряд городов – Ремолино (El Remlino), Танке (El Tanque), Сьенага (La Ciénaga). Эти последние имели свои собственные церемониальные насыпи (разновидности типичных для Месоамерики церемональных пирамидальных оснований), площадки для игры в мяч, платформы для жилых комплексов знати. Находки сделанные в этих археологических зонах выявляют артефакты, очень похожие на те, что были найдены в Чальчуапе и Сан Андресе, это позволяет думать, что о том, что жители разных западного и центрального региона страны принадлежали к одной и той же этнической группе, в рассматриваемый период. В то время, как в восточной зоне наряду с уже существовавшими долгое время городами, возникают новые  места – Лос Льянитос (Los Llanitos) и Асаниямба (Asanyamba). Предметы, найденные в Келепе, а также местная архитектура того периода, показывают, что население этого города и восточного региона в целом, находилось под влиянием культур, развивавшихся на территории современного мексиканского штата Веракрус.

В Позднеклассический период (600 г н.э. – 900 г. н.э.) появляется так называемая культура Котсумальгуапа (Cotzumalhuapa), археологические свидетельства ее присутствия в Сальвадоре были найдены во время раскопок к Кара Сусиа. Этнические группы, населявшие территорию современной страны, были на тот момент ленка (потоны), улуа (какаопера), майя (чорти и покомам), шинка и Чоротега.

Начиная с 800 х гг. н.э, после стремительного упадка Теотиуакана на Центрально-Мексиканском нагорье, в Месоамерике происходят важные демографические и социальные изменения. Появляются новые города и экономические центры, а старые приходят в упадок, что заметно на примере известных городов в регионе майя. Не обходит это стороной и Сальвадор, здесь пустеют такие большие центры, как Келепа и Сан Андрес.

Постклассический период (900 г. н.э. - 1524 г. н.э.)

Индейские народы на территории современного Сальвадора в постклассический (протоисторический период): 1. Пипили, 2. Потоны, или сальвадорские ленка, 3. Какауира или Какаопера, 4. Шинка, 5. Майя-чорти 6. Майя-покомам, 7. Чоротега

Этот период характеризуется тем, что большинство городов предыдущей эпохи пришли в упадок и были заброшены жителями, совершались миграционные процессы и науа-говорящие группы, известные под названием пипилей, мигрировали из Центральной Мексики на территорию современного Сальвадора. Период заканчивается в 1524 году, когда сальвадорская территория была завоевана испанцами.

Ранний постклассический период (900 г. н.э.  - 1200 г. н.э.)

В этот период на территорию Сальвадора из Мексики пришли этнические группы пипилей, культурно и лингвистически весьма близких науа-говорящим народам Центральной Мексики (тольтекам и мешикам). Места, в которых селились пипили в тот период – долина Чальчуапы,  верхняя часть бассейна реки Асельгуате (Acelhuate), долина Сонсонате (Sonsonate), центральный регион страны, Метапан (Metapán), озеро Гуиха (Lago de Guija), прибрежные равнины вблизи Акахутлы (Acajutla) и Бальзамный Берег (Costa del Bálsamo).

Основными городами были Сигуатан (Cihuatan), Лас Мариас (Las Marías) – в центральном регионе, Чальчуапа (Chalchuapa), Игуальтепеке (Igualtepeque) – в западном регионе, Лома Чина (Loma China) и Асаниямба (Asanyamba) в восточной части. Главнейшие города были под сильнейшим влиянием тольтекской культуры, в частности Сигуатан и Чальчуапа. Восточная зона претерпела культурную фрагментацию после упадка Келепы и Лагунеты, что отразилось на керамике того периода. Влияние культур Мексиканского залива (Веракрус) также сохранялось. Большинство поселений были расположены на возвышенностях и хорошо укреплены. Еще одной характеристикой периода является значительный урбанизм поселений, а также то, что церемониальные центры в городах были расположены на платформе и окружены ритуальными стенами. Найдены изображения богов, типичных для месоамериканского пантеона, известных в культурах науа под именами Шипе-Тотека, Тлалока, Кецалькоатля, Миктлантекутли, и других.  Были сделаны находки фигур на колесах.

Основными керамическими стилями периода являются Миштека-Пуэбла (Центральная Мексика), Тохиль свинцовая (майя) и Никойя Разноцветная (Коста-Рика – Никарагуа), что демонстрирует обширные торговые связи с самыми разными регионами Месоамерики.

В конце этого периода (примерно около 1200 г. н.э.), города Сигуатан, Лас Мариас, а также поселения, платившие им дань, были разрушены, сожжены и покинуты, возможно, из-за противостояния с враждебной группой пипилей. И напротив, обнаружены новые поселения в районе Антигуо Кускатлан (Antiguo Cuscatlán), который в дальнейшем превратился в столицу государства пипилей.

Поздний постклассический (Протоисторический) период (1200 г. н.э.  – 1524 г. н.э.)

Во время этого периода, как раз прямо перед приходом европейцев, территория современного Сальвадора была занятами тремя прото-государствами. Самым оформленным из них был Кускатлан, который находился под значительным влиянием империи мешика (ацтеков), располагавшимся многие сотни километров на север, на Центрально-Мексиканском нагорье. В этническом отношении регион населяли народности потонов, чорти, шинка, какауира, чоротега, покомам и пипилей, все они являлись носителями культурых традиций Месоамерики. Самыми многочисленными из них были пипили и потоны, или сальвадорские ленка. Первые проживали в окрестностях реки Пас до реки Лемпа, занимая большую часть западного и центрального регионов страны; в то время, как потоны расселились на большей части восточной зоны, а также на территориях современных департаментов Чалатенанго (Chalatenango), Кабаньяс (Cabañas) и Сан Висенте (San Vicente). Остальные этнические группы распределялись следующим образом:  майя-чорти занимали в основном территорию современного департамента Чалатененго, и частично Метапан и департамент Санта Ана. Майя покомам жили рядом с пипилями в поселениях Чальчуапа, Атикисайя и Агуачапан (Ahuachapán); шинка – в поселении Мопикалько (Mopicalco),  этого поселка больше нет, он находился рядом с границей современной Гватемалы. Какауира, или какаопера жили в двух анклавах на потонской территории, в частности,  на территории современных департаментов Сан Мигель (San Miguel), Морасан (Morazán) и Ла Уньон (La Unión); чоротеги проживали в поселении Никомонгойя (Nicomongoya), (вблизи границы с современным Гондурасом, в настоящее время не существует).

 

Пипили

Пипили были науа-говорящей этнической группой, которая, как уже было сказано выше, мигрировала в Сальвадор в период X – XII веков н.э. и осела в западной и центральной части страны. Культура пипилей была очень похожа на другие культуры севера Месоамерики (тольтеки).

Пипили основали несколько государственных образований ранне-классового типа, управлявшихся касиками. Из этих государств вскоре выделился Кускатлан, которому удалось распространить свое влияние и подчинить своих соседей, вследствие чего возникло Государство Кускатлан. Касики покоренных территорий сохранили свое значение в качестве вождей подчиненных провинций, отныне зависимых от правителя Кускатлана. Государство Кускатлан было устроено наподобие федерации, в которой каждый подчиненный регион или мелкое территориальное образование имели свое собственное правительство и ту или иную степень автономии в отношении столицы Кускатлана.

Территория, которую занимало государство пипилей, Кускатлан, в период предшествующий появлению испанцев.

 

Кускатлан классифицируется историками, как национальное государство, так как данные из исторических источников XVI века (таких, как свидетельства испанцев - конкистадора Педро де Альварадо (Pedro de Alvarado), судьи  Диего Гарсия де Паласио (Diego García de Palacio) и епископа Франсиско Маррокин (Francisco Marroquín), позволяют заключить, что правительство Кускатлана имело достаточную власть над народом, чтобы рекрутировать солдат для армии или рабочих для строительства общественных сооружений, облагать и взимать налоги, устанавливать законы и следить за их исполнением. Это три критерия, которые обычно считаются отличительными характеристиками национального государства.

Группы майянских народностей

В середине XI века майя народности чорти, которые задолго до этого заняли северную часть реуки Лемпа, в зоне современного округа Метапан (департамент Санта Ана) и Чалатенанго – создали свое Государство Пайяки, распространявшееся на территорию современных Гватемалы и Гондураса. В XIII веке оно находилось под культурным влиянием пипилей, до такой степени, что к моменту прихода испанцев в значительной части этого региона люди говорили на языке алахуилак, смешанном языке, сочетавшем элементы чорти и науат.

Атикисайя стала местом образования небольшого «княжества», этнической группы майя, говорившей на языке покомам. Оно заняло территории современных департаментов Санта Ана и Агуачапан, но в XV веке было завоевано пипилями.

Примерно в тот же период ленка объединились под властью собственного правителя, создав Государство Попокатепет (Popocatepet). Так же, как Пайаки, это было подобие конфедерации, то есть, центральная власть имела не слишком много влияния на подчиненные территории, а провинции, под управлением собственных касиков, из которых состояло территориальное образование, пользовались значительной степенью автономии, и объединялись лишь в трудные моменты – нехватки ресурсов или военных конфликтов с соседями.

Политическая организация к моменту конкисты

Незадолго перед конкистой и в ходе нее, территория, которая впоследствии стала современным Сальвадором, делилась на три основных части:

  • Государство Пайяки (образованное народностью майя-чорти) (в северной части бассейна реки Лемпа, также простиралось на территорию современных Гватемалы и Гондураса).
  • Государство Кускатлан (образованное пипилями) (от реки Пас до реки Лемпа)
  • Государство Попокатепет (образованное народностью ленка) (охватывало восточный регион страны и простиралось на территорию современного Гондураса).

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz